Христианин и армия

Сегодня, как никогда, стал актуальным вопрос об отношении христианина к службе в армии. Если в советский период верующие военнослужащие не могли состоять на военной службе, то сегодня воин-христианин – уже массовое явление. Тысячи военнослужащих признали власть Господа Иисуса Христа и готовы служить не только отечеству, но и Богу. В связи с этим непрестанно спрашивают: «Допустимо ли христианину брать в руки оружие? Как поступать, если возникает необходимость стрелять? Можно ли принимать присягу?» и т.д. Люди боятся идти защищать Родину – и верующие и неверующие. 

Попробуем ответить на вопрос: «Может ли христианин служить в армии? Как ему определить свое отношение к воинской службе?» 

В данном исследовании использованы текст Синодального перевода Библии на русский язык 1876 года, некоторые комментарии к Библии, книги Джеймса Пакера «Основы богословия» и О. Аскаленка «Может ли христианин служить в армии?» и другие источники.

Писание дано нам от Бога и является для нас наивысшим авторитетом:

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3:16-17).

Принимается богодухновенность книг как Ветхого, так и Нового Заветов – канона, принятого Церковью в первом тысячелетии.

Каждый человек, проживающий на территории определенного государства, подчиняется тем законам, которые установлены и приняты в этом государстве. Молодой человек, достигший призывного возраста, призывается на службу в армию. В наше время существует много возможностей уклониться от службы в армии.

Читая Библию, автор не встречал места, где говорится о том, что христианин не должен служить в армии. Напротив, если военная медкомиссия признала верующего парня здоровым и годным к службе в армии, и если у него нет причины на отсрочку (альтернатива, контракт, семейное положение и т.д.), то он должен служить в армии.

Павел пишет, что с чуждыми закона он был, как они, но не таковым. В армии служат люди, мужчины и женщины – творенье Бога Отца, и Он любит их и желает, чтобы они спаслись и имели жизнь вечную в Его Сыне Иисусе Христе. Таким образом, исполнится Слово, что каждый человек узнает о Спасителе. Возможно, таким образом в армии будет меньше погибших в учениях, авариях, меньше жестокости и самоубийств.

Важно благовествовать и говорить об Иисусе Христе служащим в армии солдатам и офицерам, хотя это очень трудно. Если ты сосуд Божий, и Дух Святой обитает в тебе, то Бог совершит спасение в том месте, где ты будешь служить, потому что написано:

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мтф. 28:19).

Существует предположение, что первые христиане были против воинской службы в армии, а они были последователями тех, кто лично общался с Христом. Римские воины целыми легионами оставляли службу, становясь христианами. На первый взгляд, это звучит убедительно. Но, разобравшись в истории, мы поймем, в чем дело. Надо отметить, что три столетия подряд Рим вел захватнические войны. Римская империя выступала в роли агрессора. И служба в такой армии вполне справедливо осуждалась. Когда Рим после принятия христианства стал больше защищаться, чем нападать, не завоевывать новые государства, а защищать свои дома, то противникам службы в армии пришлось изменить свое отношение к службе.

Священное Писание положительно отзывается о роли солдата в обществе. Писание изобилует примерами отношения воинов к вере.

Преподаю тебе, сын [мой] Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин (1 Тим. 1:18).

Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2:3).

О Неемане Бог сказал, что он был отличным воином. Одной из наиболее часто упоминаемых профессий в Новом Завете является сотник (служащий римской армии, начальствующий над сотней воинов). Иисус знал лично двух сотников, одного знал Петр, другого – Иоанн. Это подтверждает то, что Бог не осуждает службу в армии.

Некоторые из великих людей Ветхого Завета были воинами: например, Иисус Навин, Гедеон, Давид.

И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих. (Евр. 11:32-34)

В Библии упомянуто много воинов, но ни про одного не сказано, чтобы он отложил свое оружие и не служил в армии. Вспомним ответ Иоанна Крестителя воинам, когда те поинтересовались, как им относится к воинской службе после покаяния: «…никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем». Иоанн не потребовал от воинов оставить службу у кесаря.

В этой связи характерен пример сотника Корнилия:

В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу (Деян. 10:1-2).

Бог называет этого римского офицера благочестивым.

Необходимо обозначить две позиции христианина в мирное и военное время. Долг христианина – быть миротворцем, ибо к этому призвал Спаситель. У христианина есть очень мощное оружие – молитва. Мы призваны бороться с войной, распространяя в армии христианское благовестие. Но после объявления войны христианин, как гражданин государства, имеет определенные обязанности. Правительство может призвать его к защите государства.

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим. 13:1-2).

Комментировать

Прокоментуйте першим!

avatar
  Підписатися  
Підписка